Период реализации проекта: 2017 – 2019 гг.
Охват: Дордой 1, Дордой 2, Келечек, рядом с Ошским рынком, Калыс-Ордо, Ак-Бата и Алтын-Казык
Донор: Bread for the World
Вокруг г. Бишкек находятся 49 новостроек, где проживают около 250 000 внутренних мигрантов. Лишь каждый 7-ой житель имеет в своем доме водопровод. 43% жителей новостроек сталкиваются с проблемами отсутствия инфраструктуры, 16,6% - с недостатком транспорта и 11% - с недостатком школ и детских садов. 170 000 из-за отсутствия прописки не могут воспользоваться социальными услугами.
Дети внутренних мигрантов являются одной из самых обездоленных групп детей в Кыргызстане. Они составляют 80 процентов уличных детей и часто проживают в аварийных домах с ограниченным водоснабжением, газом, электричеством, санитарными объектами и коммуникациями, имеют ограниченный доступ к медицинским услугам, образованию и социальным пособиям. Из-за множественных факторов уязвимости (в частности, бедности), они сталкиваются со многими лишениями и подвергаются высокому риску насилия, эксплуатации и жестокого обращения.
За многолетний опыт работы отработана четкая стратегия оказания помощи целевым группам. Особенность существующей организации заключается в том, что она создавалась постепенно и последовательно, в зависимости от выявленных проблем и потребностей целевой группы, поставленных целей и задач, отработаны методы и формы работы с ребенком и его семьей, которые постоянно совершенствуются.
На основе накопленного практического опыта деятельности разработан комплексный подход по решению многочисленных проблем детей.
Цель данного проекта
Охват проекта:
Сообщества, проживающие в 7 целевых новостройках (Дордой 1, Дордой 2, Келечек, рядом с Ошским рынком, Калыс-Ордо, Ак-Бата и Алтын-Казык)
Целевая группа проекта
Основная целевая группа проекта – дети внутренних мигрантов (ВМ) и трудящихся мигрантов (ТМ), находящиеся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).
Основные критерии отбора для таких детей и семей:
При работе с детьми и родителями в ТЖС в целевых новостройках ЦЗД отбирает 80% представителей этих групп на основе критериев, указанных выше, и 20% среди активистов сообществ, заинтересованных и мотивированных в решении проблем уязвимых семей и сообщества в целом. Данный подход применяется для обеспечения социальной включенности наиболее уязвимых семей в сообществе и вовлечения наиболее активных и мотивированных представителей сообществ, проявляющих готовность оказать помощь другим и способствовать развитию сообщества.
Вторая целевая группа проекта – родители детей из целевых школ и сообществ проекта.
Результаты проекта:
Деятельность в рамках проекта
Усиление мер по профилактике, выявлению и реагированию на случаи насилия со стороны государства и сообществ
Повышение потенциала школьных работников в профилактике, выявлении и реагировании на случаи насилия в отношении детей является одной из важных задач проекта. Учителя будучи в ежедневном контакте с детьми, могут первыми выявить случаи насилия и вовремя правильно отреагировать. Сотрудники ЦЗД на тренингах обучили учителей, школьных социальных работников, психологов методам формирования дружелюбной среды в классе. Учителя приобрели навыки в эффективном взаимодействии между ними и родителями.
Гулайым Усупова – учительница школы №86, прошла цикл тренингов для учителей «Методы формирования дружелюбного ученического коллектива, как профилактика насилия над детьми». Она поделилась тем, что после тренингов человек меняется в мыслях и действиях. «Дети бывают разные: кто-то хороший, кто-то агрессивный, непоседы, беспокойные. У меня есть пример с учеником Чынгызом, которого не любил весь класс, он был неисправим. Все жаловались на него. Применив методику, полученную на тренингах, мы сами удивились, как он начал меняться. Я сказала классу, что он будущий Чынгыз Айтматов. После чего он начал хорошо писать, до этого писать сочинения он не любил. У него улучшился почерк. Одноклассники также изменили отношение к Чынгызу», - поделилась она.
Гулайым поняла, как важно поднимать авторитет ученика в глазах одноклассников, особенно если он более уязвим в классе. Посмотреть на него с другой стороны, понять, потому что каждый ученик – это отдельное государство. Каждый человек может изменить мир, поэтому важно его направить в правильное русло.
Сотрудники учреждений здравоохранения и государственных структур районного уровня (ОПСД, КДД, ИДН) также прошли обучение и повысили свой профессиональный потенциал путем прохождения тренингов на темы выявления и предотвращения насилия среди детей.
Планируется выпустить руководства для учителей, медицинских работников, представителей местных территориальных управлений (МТУ), ОПСД, ИДН, содержащие методологию работы с детьми, пострадавшими от насилия.
***
Тренинги на темы «домашнее насилие, школьный рэкет» повышают информированность и чувствительность детей внутренних мигрантов к проблемам насилия. Такие тренинги по следующим темам как: «Что такое насилие», «Виды насилия», «К кому я могу обратиться в случае насилия», «Профилактика насилия» улучшают навыки детей по безопасному поведению и помогают детям избежать насилие.
Мероприятия, направленные на повышение потенциала детей, состоят из цикла тренингов занятий и форум-театров. Также занятия включают в себя обучение жизненным навыкам, включая ЗОЖ, безопасному поведению в обществе с учетом возрастных особенностей и гендерных аспектов. По истечению учебного года активные участники оттачивают свои тренерские и лидерские навыки на летних тренингах на Иссык-Куле. Дети становятся равными тренерами, лидерами. Полученные навыки позволяют им обучать своих сверстников по методу «равный- равному» безопасному поведению и жизни без насилия.
Большое внимание уделяется повышению чувствительности целевых сообществ к вопросам насилия над детьми. В рамках проекта родители смогут улучшить взаимоотношения в семье, построить доверительные и прочные отношения со своими детьми. Это достигается через участие в тренингах на такие темы как: «Внутрисемейные отношения», «Методы ненасильственного воспитания детей», «Права детей». Участие в этих тренингах помогает родителям лучше понять своего ребенка и наладить с ним доверительные отношения.
Повышение доступа к государственным услугам для детей и семей в ТЖС
Поскольку фокус проекта направлен на новостройки, проект включает обучение квартальных и сотрудников МТУ, находящихся в целевых новостройках.
Сотрудники МТУ, члены квартальных комитетов и представители инициативных групп из числа целевых сообществ прошли тренинги по привитию навыков дружелюбного отношения к внутренним мигрантам (ВМ), созданию лояльной среды к проблемам ВМ. Квартальные и сотрудники МТУ повысили свои навыки в выявлении семей в ТЖС, поддержания психо-социальной помощи таким семьям, также консультировании семей в вопросах доступа к государственным услугам.
Повысился потенциал местного сообщества и родителей из семей в ТЖС по вопросам, связанным с доступом к государственным услугам. Очень важно мотивировать родителей в продвижении своих прав и прав своих детей на доступ к государственным услугам. Специалисты ЦЗД консультировали семьи в ТЖС по восстановлению документов, удостоверяющих личность, и свидетельств о рождении, а также по вопросам доступа к государственным услугам по запросу в Общественных Консультационных приемных ЦЗД и в Дневных Центрах ЦЗД на еженедельной основе.
Гулзат Момбекова – домком в районе Фучика (Ошский рынок) прошла 2 тренинга “Психосоциальная помощь на уровне сообществ”. После первого тренинга, который был в апреле 2018 года, жизнь Гулзат изменилась в лучшую сторону. “Раньше в нашей семье было сильное напряжение. Муж постоянно придирался, мелочился, из-за чего мы часто ругались. Наши дети были закрыты, ничего не рассказывали. Я сама была занята работой , не обращала внимания на детей, на отношения в семье. Могла детей наказать, побить или наругать. Сама я была вспыльчивой и капризной. Часто жаловалась коллегам по работе на свою семью, меня жалели, но ничего не менялось. Я осознала, что это неправильно, нужно брать ответственность на себя. После пройденных тренингов я изменилась, я могу попросить прощения у детей и мужа. Вижу как они изменились. Муж перестал пить, мы стали уважительно относиться друг к другу. У нас улучшились отношения с детьми. Сейчас я их не ругаю, просто объясняю. Во мне многие заметили положительные изменения. И соседи, и на работе, и дома. Я стала другим человеком. Спасибо сотрудникам ЦЗД за то, что открыли мне глаза. Сейчас, будучи домкомом, я оказываю помощь другим семьям в трудной ситуации.
Повышение потенциала детей для обеспечения их социальной включенности в жизнь общества
Дети в трудной жизненной ситуации (ТЖС) очень нуждаются в поддержке и заботе. Как показывает опыт, поддержка для детей должна осуществляться на 2 этапах:
-подход, направленный на краткосрочные нужды (безопасное жилье, горячее питание, мед.услуги)
-подход, направленный на долгосрочные интересы (повышение потенциала ребенка, предоставление доступа к образованию, развитию личностных качеств ребенка)
ЦЗД работает по всем направлениям, предоставляя необходимую помощь детям в ТЖС. Услуги включают помещение в приют, предоставление пищи, проведение психологической реабилитации, улучшение жизненных навыков, восстановление документов, удостоверяющих личность, и свидетельств о рождении, предоставление медицинских услуг, устройство в школу.
На сегодняшний день у нас много успешных примеров тех детей, которые были в ТЖС, получили помощь в нашей организации. Во время оказанная помощь, влияет на будущее ребенка.
Нуркыз Бекташова – “Меня зовут Нуркыз. Мне 23 года. По семейным обстоятельствам, мы с семьей с Оша переехали в Бишкек в 2005 году. Мы ожидали многого от переезда в столицу, нам казалось, что жизнь наша станет сказочной. Наши ожидания не оправдались, всей семьей из 6 человек, нам приходилось ютиться в 1 комнате. В сентябре, когда нужно было идти в школу, нас не взяла ни одна школа, потому что семья не была прописана в городе. Мама переживала. В тот момент мне было 12 лет, я помогала маме работать на рынке для того, чтобы купить хлеб и оплатить аренду комнаты. Были сложные времена. Мама через соседей нашла Центр Защиты Детей, куда мы стали каждый день ходить и кушать. Также я там получила новые знания о правах детей, узнала как разговаривать с ровесниками, старшими и младшими, как соблюдать гигену и так далее. Я стала лидером, у меня повысилась самооценка. В ЦЗД каждый год приезжали иностранцы-волонтеры. Мне очень хотелось понимать о чем они говорят. Мое желание поддержали в ЦЗД, меня записали на бесплатные курсы английского языка 6 раз в неделю. Как-то мне позвонил социальный работник и сказал, что я смогу принять участие в международной конференции в Стамбуле на английском языке. Я была так счастлива. Для меня открылись новые возможности, я познакомилась с интересными людьми. После приезда, окончив учебу в школе , я поступила в университет на факультет лингвистики. Я окончила учебу с красным дипломом. Не знаю, что бы было со мной если бы не ЦЗД, может я работала бы где-нибудь на базаре. Сейчас я работаю переводчиком. Очень благодарна ЦЗД.