ПРОЕКТ “ДЕВОЧКИ В НАУКЕ”, ЮНИСЕФ (2020-2022)

Общие сведения о проекте

Существенное гендерное неравенство среди молодых людей не занятых в сфере образования, занятости или обучения (NEET) (29% среди девочек и 12,1% среди мальчиков) и гендерное неравенство среди безработной молодежи (20,6% среди женской молодежи против 12,7% среди мужской молодежи) в Кыргызстане указывает, что девочки-подростки имеют ограниченные возможности после окончания школы по сравнению с мальчиками-подростками.  

ЮНИСЕФ совместно с партнером из мирового бизнес сообщества приступает к реализации 3-х годичного проекта «STEM-образование для девочек». Проект нацелен на девочек с хорошей успеваемостью и достижениями в STEM (наука, технологии, инженерия, математика) в возрасте 15–18 лет из бедных семей, сельских районов, семей внутренних мигрантов из новостроек.  

 

В проекте предусмотрен механизм наставничества. Девочки смогут развить свои навыки через программы профессионального обучения при поддержке успешных и признанных лидеров женского бизнеса в Кыргызстане. Также одной из целей «STEM-образование для девочек» является пересмотр политик и программ в области образования, учебных материалов и учебных программ для преподавателей, а также введение профориентационных классов в целевых школах в поддержку STEM-образования для девочек.  

Дополнительно будет предусмотрен онлайн учебный курс для учителей по гендерному равенству и гендерно-чувствительным подходам в образовании.  

  

В целом программа STEM-образование для девочек поможет снижению стереотипных установок в преподавании и обучении, будет содействовать введению гендерных аспектов в образование в области STEM, а также поможет созданию в школах благоприятных условий для девочек, чтобы они могли сделать профессиональный выбор без какого-либо давления на них со стороны общества. 

 

Обоснование

 

Основная проблема, на решение которой направлен проект, это ограниченные возможности для девочек в Кыргызстане в продолжении образования, в выборе профессии в сфере STEM и получении хорошо оплачиваемой работы по сравнению с мальчиками-подростками. Согласно Национальному Обзору Кыргызстана «Пекин+25» (2019), женщины предпочитают учиться по специальностям гуманитарного направления (86,6%), здравоохранения и социальных наук (74,8%). Мужчины выбирают специальности по естественно-техническим направлениям (91%). В стране существует тенденция к снижению экономической активности женщин с 50,4% в 2014 году до 45,9% в 2017 году. В 2017 году уровень безработицы среди женщин составлял 8,9% по сравнению с безработицей среди мужчин – 5,6%.  Удельный вес заработной платы женщин составлял 72,5% от заработной платы мужчин в 2017 году. 

 

Такое гендерное неравенство обусловлено следующими причинами: (1) В сообществах существует стереотипное мышление о том, что девочки могут не продолжать образование и не должны выбирать профессии естественно-технических направлений; (2) В школах естественные науки преподаются в теории, в результате чего школьники не могут применять полученные знания на практике, не заинтересованы изучать науки и выбирать  профессии, связанные с науками; (3) В школах и сообществах Кыргызстана нет понимания  преимуществ STEM-образования, позволяющего применять научные знания на практике. Для внедрения STEM-методики в школах не хватает знаний и материалов для проведения экспериментов и исследований; (4) В школах и сообществах Кыргызстана профориентация среди школьников проводится без учета гендерных аспектов.

 

Проект является актуальным для решения вышеуказанных проблем, поскольку направлен на: (1) повышение мотивации девочек к STEM-образованию и расширение их возможностей в выборе профессии, особенно в сфере STEM; (2) изменение вышеуказанных стереотипов у родителей девочек и представителей сообществ в отношении девочек; (3) улучшение школьного образования через применение гендерных аспектов и методики STEM обученными учителями и инициирование создания STEM центров для инновационных проектов в школах; (4) развитие социального партнерства с государственными органами, учебными заведениями, бизнес-ассоциациями по поддержке девочек в выборе профессии, развитию их профессиональных навыков и привлечению их в инженерные и технические специальности.   

 

Проект вносит вклад в реализацию:  

(1) НСР КР на 2018-2040 годы (Человеческое развитие: равный доступ к услугам образования, достойной работе, науке) – поскольку направлен на повышение доступа девочек-подростков к образованию после школы с привлечением их в сферу науки, инженерии и технологий; 

(2) ЦУР: 1 (ликвидация нищеты), поскольку направлен на девочек из уязвимых семей для расширения их возможностей в продолжении образования и получении достойной работы; 4 (качественное образование) и 5 (гендерное равенство), поскольку повышает качество образования в школах и усиливает доступ девочек к этому образованию; 10 (сокращение неравенства), поскольку соблюдая принцип всеобщности учитывает потребности девочек из уязвимых семей в новостройках и сельской местности.

 

Целевые бенефициары

 

Основные целевые группы и прямые бенефициары:

1) Девочки-подростки в возрасте 15–18 лет из бедных семей, сельских районов, семей внутренних мигрантов из новостроек.

 

Ожидаемые результаты: 

 

500 девочек прошли ТОТ о STEM-образовании, профориентации, лидерским навыкам;

30 000 девочек из пилотных школ, обученных равными тренерами в сфере STEM-образования и профориентации;

250 девочек из 30 000 вовлечены в разработку и реализацию проектов STEM;

3000 девочек из 30 000 примут участие в менторской программе, разработанной совместно с бизнес-ассоциациями и реализуемой 500 успешными женщинами-менторами;

250 девочек из 30 000 посетят успешные бизнес-кампании для повышения своей мотивации в профессиональном развитии в сфере STEM;

100 девочек из 30 000 примут участие в 4-х дневном лагере в г. Бишкек по курсу «Первые шаги в мир науки»;

100 девочек из 30 000 примут участие в чемпионатах по STEM-изобретениям.

 

2) Родители девочек, охваченных программой:

10 000 родителей примут участие на тематических сессиях, форум-театрах и других мероприятиях по STEM-образованию;

3 000 родителей станут участниками групп родителей в социальных сетях по популяризации STEM.

 

3)  Представители пилотных сообществ и общественности:

Не менее 2500 представителей пилотных сообществ (как минимум, 500 из каждого сообщества) приняли участие в форум-театрах, общественных кампаниях и других мероприятиях проекта по популяризации STEM-образования;

Не менее 5000 представителей общественности приняли участие в чемпионатах в г.Бишкек и в г.Ош среди молодежи на лучшую разработку в сфере STEM.

 

Косвенные бенефициары:

 

Как минимум, 20 000 школьников повысили осведомленность по STEM через новый модуль и профориентацию;

Как минимум, 10 000 представителей общественности повысили осведомленность о STEM-образовании через регулярное освещение мероприятий проекта, размещение видео-материалов и подкастов о STEM-образовании.